Дедовщина в школе или школьный буллинг.
Профилактика буллинга
Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя для нас это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы.
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.
Существуют основные типы буллинга:
1. «косвенный» - социальная агрессия;
2. «физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;
3. «поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой)
4. «словестный» - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.
Типы буллинга связаны с социальным статусом ученика-жертвы. Отверженность ребёнка в школе проявляется актами насилия или травли, а также неприятием и игнорированием его. Неприятие существует двух видов: пассивным и активным. Игнорирование и неприятие показывает ребёнку, что он лишний в этом коллективе, а если нужен, то только в виде «козла отпущения».
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента:
- преследователя (булли)
- жертву
- и наблюдателя
Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Какие дети становятся булли-преследователями?
По данным норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что можем сделать»:
1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;
3. физически сильные мальчики;
4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Иициаторами травли также могут быть дети:
1. мечтающие быть лидерами в классе;
2. желающие быть в центре внимания;
3. с высоким уровнем притязания;
4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;
5. дети, не признающие компромиссов;
6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
8. со слабым самоконтролем.
В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников.
Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога Дана Ольвеуса):
- тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
- не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
- пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
- склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
- мальчики, физически слабее, чем ровесники.
А также жертвами буллинга могут стать дети, которые:
- верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;
- страдающие от одиночества;
- имеющие негативный опыт жизни;
- из социально-неблагополучных семей;
- испытывающих физическое насилие дома;
- страдающие комплексом неполноценности;
- не верящие в защиту их педагогами;
- предпочитающие умалчивать о насилии и травле;
- не считающие себя значимой частью своего коллектива;
- смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;
- верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств.
Как же узнать по поведению вашего ребёнка, если какие-то признаки школьной дедовщины?
Особенности поведения жертв буллинга дома (мнение доктора психологии США Тэда Фейнберга):
- Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
- Возвращается из школы подавленным.
- Часто плачет без очевидных причин.
- Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
- Одинок.
- Очень мало говорит о своей школьной жизни.
- Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
-
Родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе - не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах. торонние наблюдатели буллинга - дети и взрослые, боящиеся вмешиваться, показывают при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению, такими наблюдателями, крайне редко, но бывают и педагоги, считая, что невмешательство способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности. И это совершенно неправильно, так как при невмешательстве в школьный буллинг - он расцветает. Если же предотвращать это - террор уже в зачатке чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.
Как помочь своему ребенку не стать
жертвой школьного буллинга?
Прежде всего, родителям надо знать:
- Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине.
- Что дедовщина процветает не только в армии.
- Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить.
-
Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдёт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям.
Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему:
- Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
- Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками.
- Не зазнаваться.
- Не задираться.
- Не показывать свое превосходство над другими.
- Не демонстрировать свою элитарность.
- Не ябедничать.
- Не подлизываться к учителям.
- Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива».
- Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.
- Не демонстрировать свою физическую силу.
- Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость.
-
Посоветуйте еще также ему:
- Найти общий язык с каждым учеником в своём классе.
- Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей.
- Приглашать одноклассников в гости.
- Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.
- Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
- Научиться уважать мнение своих одноклассников.
-
Если у Вашего ребенка есть какие-то физические дефекты или хронические заболевания, а также комплексы, необходимо:
- Стараться «вылечить» их по мере возможности.
- Предупредить ребенка, что, если даже эти «особенности» и станут причиной неприятия его в классе, то вины его в этом нет, и Вы сделаете все от Вас возможное, чтобы «вылечить» эти комплексы и «дефекты».
- Предупредить учителей и директора школы об этих «особенностях» ребенка, чтобы они «защищали» его от нападок одноклассников.
- Рассказать школьному психологу об этих особенностях ребенка.
- Любыми способами повышать самооценку своего ребенка.
-
Если Ваш ребенок выделяется среди других детей в классе своей одержимостью, объяснить ему, что: даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими. Своим даром надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать их от себя. Одаренность Вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали бы ему (он должен, благодаря ей, защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, а не отказываться от участия в этом, мотивируя свой отказ постоянной занятостью).
Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, Вам желательно.
- Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они Вам кажутся неинтересными и ненужными.
- Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью.
- Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
-
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга.
Если профилактические меры для попадания Вашего ребенка в группу риска по школьному буллингу не помогли, и школьник оказался жертвой дедовщины, Вы должны:
- Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.
- Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга.
- Сообщить об этом учителю и школьному психологу.
- Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
- Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
- При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.
- При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам.
- Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.
-
Что могут предпринять родители ребёнка-изгоя для повышения его авторитета в кругу ровесников?
- Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него.
- Попытаться наладить контакты с учителями и одноклассниками ребенка.
- Участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители.
- Если у Вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, рассказывать о нем сверстникам ребенка, заражая им их. Ведь если Вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть Вам в рот, и после этого навряд ли уже тронут пальцем Вашего ребенка.
- Приглашать одноклассников ребенка, и особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости.
- Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами, это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов в классе, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.
- Повышать самооценку ребенка. В случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо демонстрировать окружающим, что у любого человека есть ахиллесова пята, и если даже он преуспевает, к примеру, в математике, то это вовсе не обязательно, чтобы он преуспевал также и в физкультуре. А если его одноклассник победитель в соревнованиях по лёгкой атлетике, но с трудом справляется с математикой, то это тоже не означает, что этот ровесник хуже его.
- Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу « за знаниями» или же по принуждению родителей.
- Не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей.
- Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками, и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, хотя бы не ожидаемыми ими вопросами.
-
Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия.
- Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.
- Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.
- Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.
- Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.
- Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.
- Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещё просто не было.
-
Почему всё-таки дети бывают жертвами или насильниками?
И в том, и в другом случае главное - это из-за дефицита родительской любви или неумения мамы и папы показать её должным образом. Кроме этого: Это может быть результат семейных междоусобиц и семейных конфликтов. Это чаще всего дети из семей разведенных родителей или где назревает развод. Это дети одиноких матерей.
Безусловно, все вышеперечисленные особенности семей – это не клеймо для ребенка, и не обязательная ступень к состоянию жертвы или насильника в школьном буллинге.
Просто вероятность появления детей с вышеперечисленными ролями в таких семьях гораздо выше, чем в благоприятных. Помните, что ребенок подражает Вам, перенимает Ваш стиль жизни и невольно копирует его. Но в других условиях и при других обстоятельствах эти «копии» выглядят по-иному, и как к роли жертвы, так и к роли насильника, может привести ребенка также Ваше жестокое обращение с ним, Ваш гиперконтроль, или же, наоборот, безнадзорность ребенка.
И особенно «безнадзорность» при просиживании детей сутками перед телевизором, где агрессия с жестокостью - главные элитные квартиранты, перед которыми все снимают шапки, словно зомби.
Ведь они и, в самом деле, «заворожено» зомбируют нас страхом, вызывающим оцепенение души.
Каковы последствия буллинга?
Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча и продолжая испытания. И возможно даже развитие серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:
- Фаза отчаяния - повышенный уровень тревожности, когда ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.
- Фаза отрицания - попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.
- Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
- Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.
- Фаза завершения - появляется надежда на будущее.
-
Возможна впоследствии и армейская дедовщина, и дедовщина на работе. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций.