Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Асцярожна, булінг!

Дата: 28 сентября 2022 в 11:17, Обновлено 28 сентября 2022 в 11:28

Дедовщина в школе или школьный буллинг.

Профилактика буллинга

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя для нас это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы.

Практически в каждом классе   есть  ученики, которые становятся  объектами  насмешек и открытых  издевательств.  Школьная травля не является чем-то  уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются  по  несколько лет, а то  и до окончания школы.  Самое главное, что проблема  в том, что в группе риска может оказаться практически любой. 

Существуют  основные типы  буллинга:

 1. «косвенный» - социальная агрессия;

 2. «физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;

 3. «поведенческий»  - преследователь  вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой)

 4. «словестный» - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

Типы буллинга связаны с социальным статусом ученика-жертвы. Отверженность ребёнка в школе проявляется   актами насилия или травли, а также   неприятием  и игнорированием его.  Неприятие существует двух видов:  пассивным  и  активным. Игнорирование и неприятие показывает ребёнку, что он лишний в этом коллективе, а если нужен, то только в виде «козла отпущения».

Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента: 

  • преследователя (булли)
  • жертву
  • и наблюдателя

Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были),  учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Какие дети становятся булли-преследователями?

По  данным  норвежского  психолога Дана  Ольвеуса, автора книги  «Буллинг  в  школе: что  мы  знаем  и  что  можем  сделать»:

 1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей;

 2. не  умеющие  сочувствовать своим жертвам;

 3. физически  сильные  мальчики;

 4. легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Иициаторами травли также могут быть дети:

 1. мечтающие   быть лидерами в классе;

 2. желающие быть в центре внимания;

 3. с высоким уровнем притязания;

 4. уверенные   в своём превосходстве над жертвой;

 5. дети, не признающие компромиссов;

 6. агрессивные дети, самоутверждающиеся  в жертве;

 7. интуитивно  чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

 8. со слабым самоконтролем.

В  школьном  буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли  одноклассников.

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению  психолога  Дана  Ольвеуса):

  1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
  2. не имеющие  ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
  3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
  4. склонные  к  депрессии и  чаще  сверстников  думающие  о самоубийстве;
  5. мальчики, физически слабее, чем ровесники.

А также  жертвами буллинга  могут стать дети, которые:

  • верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;
  • страдающие от одиночества;
  • имеющие негативный опыт жизни;
  • из социально-неблагополучных семей;
  • испытывающих     физическое    насилие   дома;
  • страдающие комплексом неполноценности;
  • не верящие в защиту их педагогами;
  • предпочитающие умалчивать о насилии и травле;
  • не считающие себя значимой частью своего коллектива;
  • смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;
  • верящие, что заслуживают  роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств.

    Как же узнать  по поведению вашего ребёнка, если какие-то признаки школьной дедовщины?

    Особенности поведения жертв буллинга дома (мнение  доктора психологии США Тэда Фейнберга):

  • Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
  • Возвращается из школы подавленным.
  • Часто плачет без очевидных причин.
  • Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
  • Одинок.
  • Очень мало говорит о своей школьной жизни.
  • Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
  • Родители должны обратить внимание на изменение в  поведении  ребёнка (агрессивность,  обидчивость,  раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе - не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в  постстрессовых  расстройствах. торонние наблюдатели  буллинга - дети и  взрослые, боящиеся  вмешиваться, показывают   при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению, такими наблюдателями, крайне редко, но бывают и педагоги, считая, что невмешательство  способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности. И это совершенно неправильно, так как  при невмешательстве  в школьный   буллинг - он  расцветает. Если же предотвращать это - террор уже в зачатке  чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.

    Как помочь своему ребенку не стать

    жертвой школьного буллинга?

     Прежде всего, родителям надо знать:

  • Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине.
  • Что дедовщина процветает не только в армии.
  • Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить.
  • Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдёт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям.

    Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему:

  • Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
  • Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками.
  • Не зазнаваться.
  • Не задираться.
  • Не показывать свое превосходство над другими.
  • Не демонстрировать свою элитарность.
  • Не ябедничать.
  • Не подлизываться к учителям.
  • Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива».
  • Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.
  • Не демонстрировать свою физическую силу.
  • Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость.
  • Посоветуйте еще также ему:

  • Найти общий язык с каждым учеником в своём классе.
  • Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей.
  • Приглашать одноклассников в гости.
  • Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.
  • Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
  • Научиться уважать мнение своих одноклассников.
  • Если у Вашего ребенка есть какие-то физические дефекты или хронические заболевания, а также комплексы, необходимо:

  • Стараться «вылечить» их по мере возможности.
  • Предупредить ребенка, что, если даже эти «особенности» и станут причиной неприятия его в классе, то вины его в этом нет, и Вы сделаете все от Вас возможное, чтобы «вылечить» эти комплексы и «дефекты».
  • Предупредить учителей и директора школы об этих «особенностях» ребенка, чтобы они «защищали» его от нападок одноклассников.
  • Рассказать школьному психологу об этих особенностях ребенка.
  • Любыми способами повышать самооценку своего ребенка.
  • Если Ваш ребенок выделяется среди других детей в классе своей одержимостью, объяснить ему, что: даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими. Своим даром надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать их от себя. Одаренность Вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали бы ему (он должен, благодаря ей, защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, а не отказываться от участия в этом, мотивируя свой отказ постоянной занятостью).

    Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, Вам желательно.

  • Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они Вам кажутся неинтересными и ненужными.
  • Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью.
  • Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
  • Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга.

      Если профилактические меры для попадания Вашего ребенка в группу риска по школьному буллингу не помогли, и школьник оказался жертвой дедовщины, Вы должны:

  • Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.
  • Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга.
  • Сообщить об этом учителю и школьному психологу.
  • Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
  • Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
  • При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.
  • При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам.
  • Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.
  • Что могут предпринять родители ребёнка-изгоя для повышения его авторитета в кругу ровесников?

  • Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него.
  • Попытаться наладить контакты с учителями и одноклассниками ребенка.
  • Участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители.
  • Если у Вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, рассказывать о нем сверстникам ребенка, заражая им их. Ведь если Вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть Вам в рот, и после этого навряд ли уже тронут пальцем Вашего ребенка.
  • Приглашать одноклассников ребенка, и особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости.
  • Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами, это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов в классе, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.
  • Повышать самооценку ребенка. В случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо демонстрировать окружающим, что у любого человека есть ахиллесова пята, и если даже он преуспевает, к примеру, в математике, то это вовсе не обязательно, чтобы он преуспевал также и в физкультуре. А если его одноклассник победитель в соревнованиях по лёгкой атлетике, но с трудом справляется с математикой, то это тоже не означает, что этот ровесник хуже его.
  • Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу « за знаниями» или же по принуждению родителей.
  • Не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей.
  • Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками, и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, хотя бы не ожидаемыми ими вопросами.
  • Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия.

  • Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.
  • Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.
  • Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.
  • Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.
  • Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.
  • Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещё просто не было.
  • Почему всё-таки дети бывают жертвами или насильниками?

      И в том, и в другом случае главное - это из-за дефицита родительской любви или неумения мамы и папы показать её должным образом. Кроме этого: Это может быть результат семейных междоусобиц и семейных конфликтов. Это чаще всего дети из семей разведенных родителей или где назревает развод. Это дети одиноких матерей.

     Безусловно, все вышеперечисленные особенности семей – это не клеймо для ребенка, и не обязательная ступень к состоянию жертвы или насильника в школьном буллинге.

     Просто вероятность появления детей с вышеперечисленными ролями в таких семьях гораздо выше, чем в благоприятных. Помните, что ребенок подражает Вам, перенимает Ваш стиль жизни и невольно копирует его. Но в других условиях и при других обстоятельствах эти «копии» выглядят по-иному, и как к роли жертвы, так и к роли насильника, может привести ребенка также Ваше жестокое обращение с ним, Ваш гиперконтроль, или же, наоборот, безнадзорность ребенка.

     И особенно «безнадзорность» при просиживании детей сутками перед телевизором, где агрессия с жестокостью - главные элитные квартиранты, перед которыми все снимают шапки, словно зомби.

    Ведь они и, в самом деле, «заворожено» зомбируют нас страхом, вызывающим оцепенение души.

       Каковы последствия буллинга?

    Иногда последствия террора продолжаются у жертвы всю жизнь, калеча  и продолжая испытания. И возможно даже развитие     серьёзного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое включает 5 фаз развития:

  • Фаза отчаяния - повышенный уровень тревожности, когда  ребёнок ещё плохо осознаёт происходящее с ним.
  • Фаза отрицания - попытка вытеснить из памяти происшедшее с ним. Могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и бессонница.
  • Фаза навязчивости или депрессии. Смирение с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
  • Фаза прорабатывания того, что произошло, с осознанием причины происшедшего.
  • Фаза завершения - появляется надежда на будущее.
  • Возможна впоследствии и армейская дедовщина,  и  дедовщина на работе. Самое главное, если буллинг был прерван в самом начале, то последствия минимальны в виде слабых негативных эмоций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.