Важнейшим фактором становления личности ребёнка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.
Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий характер и состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.
Психологическое насилие - это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости. Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что, таким образом, они достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.
Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, оскорбления, угрозы.
Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка в семье?
- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
- Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.
Нарушения психологической безопасности проявляются в следующем: беспокойный сон, трудности в засыпании, проявления беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности, рассеянность и невнимательность, проявления упрямства, нарушение аппетита, повышенная тревожность.
Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь.
А как же справиться с этим причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья?
Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения.
1.Взаимоотношения родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу - это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.
И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.
2.Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.
3.Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это - эффективное общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».
Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и учителями.
Поскольку психологическая безопасность ребенка - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.
У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.
Психологическая безопасность ребенка
Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у малышей. Причем это необязательно только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозам.
В качестве яркого примера можно привести воспоминания известного мастера фильмов ужасов Альфреда Хичкока о неудачных методах воспитания его отца: «В пять лет мой отец отправил меня с запиской к начальнику полицейского участка. Тот прочел записку, а затем закрыл меня в камере минут на пять, потом открыл дверь и сказал: «Вот так мы поступаем с непослушными маленькими детьми». С тех пор мне так и не удалось избавиться от всепоглощающего страха перед полицейскими». И хотя Хичкок добился славы как знаменитый режиссер, но всю жизнь сам страдал от своих страхов, например, он в течение 11 лет не мог заставить себя сесть за руль автомобиля, потому что боялся встречи с полицейским и штрафа. Этот пример показывает, как психологическая безопасность детей важна для всей последующей жизни человека. При этом не стоит путать её со вседозволенностью, поскольку некоторые современные родители буквально восприняли японскую мудрость о том, что ребенок до 5 лет царь, а потом раб. В подавляющем большинстве случаев итогом неразумной вседозволенности до 5-6 лет становится исковерканная психика ребенка, который не знает слова «нет» и впадает в истерики при каждой попытке отказа.
Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей
Для обеспечения психологической безопасности стоит с внимательностью относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях. Никогда не конфликтуйте в семье при детях, не проявляйте агрессию к супругу или ребенку. Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей, даже если они говорят глупости. Давая указания, аргументируйте их целесообразность. Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и недолжно включать физическое насилие. Помните, что маленькие дети спустя несколько минут уже забывают о прошлой ситуации, поэтому нет никакого смысла держать малыша в углу длительное время, он всё равно отвлечется и позабудет что он тут делает. Соизмеряйте наказания с поступками, проводите разъяснительные беседы. Не игнорируйте просьбы детей и не отмахивайтесь от них, как от назойливых мух. Не высмеивайте их чувства и стремления, не довлейте свои мнением, а лишь направляйте их и подсказывайте. Также стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций, но не превращайте это в паранойю, когда ребенок растет в полностью стерильной обстановке возле «маминой юбки».
Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей, и уж тем более не исправляйте свои ошибки за счет них. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ВЕДЬ я когда-то не смог», и не в том чтобы «она стала врачом, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, избрать СВОЙ неповторимый путь и стать в конце концов полноценным и счастливым человеком!
Основные аспекты психологической безопасности детей
Каждый взрослый в той или иной мере понимает, что детей травмируют скандалы между родителями, но далеко не все знают о более тонких нюансах этой проблемы, ведь иногда просто несдержанная реакция мамы на какой-то проступок или необдуманное высказывание раздраженной воспитательницы в детском саду может нанести неокрепшей детской психике серьезную рану. И чем меньше ребенок, тем сильнее будет его восприятие и тем глубже будет проблема.
Что рушит психологическую безопасность детей
Особенности детского мышления таковы, что психологический шок может наступить даже не от фактический действий окружающих, а лишь от каких-то слов или событий происходящих рядом. При этом чем сильнее острота воздействия, тем менее эффективно срабатываю встроенные механизмы психологической защиты, ребенок впадает в состояние полной безысходности, его привычный мир яркий рушится и превращается на какой-то миг в кошмар. Пережитый страшный опыт оставляет неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Примеров критических ситуаций можно приводить множество. Ребенка в наказание закрыли в темной комнате или он увидел как отец бьет мать, или же был укушен и сильно напуган большой собакой и так далее.
Еще одной особенностью ребенка является то, что далеко не всегда требуется какая-то чрезвычайная ситуация для того чтобы исказить психические процессы, достаточно и планомерного воздействия со стороны взрослых, которые своим преднамеренным или непреднамеренным поведением внушают малышу ложную модель поведения, которая потом выливается в искаженные представления об окружающем мире. Причем в подростковый период полученные в младшем возрасте травмы психики могут проявиться самым негативным образом. Родители даже часто не могут понять первопричин такого поведения, заявляя «и откуда он у нас такой». Например, ребенок еще в детском садике на свои заявления о том, что он любит какую-то девочку в ответ слышал лишь смешки со стороны взрослых. Затем он видит разочарованные отношения и отсутствие взаимопонимания между «любящими» родителями, что только закрепляет в нем искаженные представления о человеческих ценностях. И если он еще вдобавок получает в пубертатный период личный негативный опыт взаимоотношений с противоположным полом, то во взрослую жизнь человек рискует войти с отрицательным отношение к построению длительных и гармоничных отношений с женщиной.
Теперь отойдем от примеров и рассмотрим основные моменты, которых стоит избегать родителям для минимизации психологических травм ребенка.
Конфликты в семье. Конфликты родителей при детях, тем более с применением физической силы – это самый прямой путь к разрушению детской психики.
Запугивания ребенка любыми методами. Рассказы о страшных бабаях живущих в духовом шкафу, ужасных людоедах, которые едят непослушных детей и т.д. Учтите, что подобные методики якобы помогают вам с точки зрения усмирения малыша, но серьезно ранят его, ведь маленькие дети верят всему, что говорят взрослые. Особенно внимательно отнеситесь к этому вопросу, если в семье есть старшие дети, ведь они часто развлекаются, запугивая малышей.
Несправедливое или слишком жесткое отношение. Если, по мнению ребенка, он действительно виноват, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если вы наказываете его не разобравшись, сгоряча, то это приводит только к негативным последствиям. Это же касается и несоизмеримо строгих наказаний, которые ломают психику и приводят в итоге либо к агрессивному, либо к безвольному поведению.
Сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере, могут оставить серьезный психологический шрам, ведь дети склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку.
Разного рода травмы или происшествия, случившиеся с малышами, могут послужить причиной разных фобий. Например, маленький ребенок упал с качелей, это может привести к боязни высоких скоростей, полета на самолете и так далее.
Психологическое давление со стороны взрослых или сверстников может стать тоже причиной многих проблем, точно так же, как и вседозволенность, которая не меньше портит ребенка, чем разного рода запреты. Рассмотрим подробнее этот пункт и виды неправильного поведения родителей, которое впоследствии может отозваться нарушением восприятия мира.
Психологическая безопасность ребенка - травмы как последствия воспитания
На практике вполне реальна ситуация, когда родители переносят свои психологические проблемы на детей, внушая им ложные установки, которые в свое время получили сами и из-за которых имеют собственные проблемы. То есть одна проблема по цепочке порождает другую в следующем поколении, но уже слегка искаженную и видоизмененную. Чтобы разорвать замкнутый круг и обеспечить своим детям реальную безопасность для психики, взрослым следует знать самые распространенные ошибки в воспитании. Мы дадим каждой из проблем условное название, чтобы вам легче было воспринимать, анализировать ситуацию и эффективно обеспечить психологическую безопасность своим малышам.
- «Ай-ай-ай - ты плохой». Родители постоянно не удовлетворены ребенком, постоянно сравнивают его с кем-то или ставят в упрек, что он такой, а не другой. Излюбленная фраза: «вот Паша он молодец, не то что ты». Такие родители сами сожалеют о своих достижениях, сравнивая себя с «соседом», не умеют радоваться тому, что имеют и подсознательно нагнетают уверенность ребенка в том, что кто-то рядом лучше. Как итог у малыша развивается заниженная самооценка, которую по жизни тяжело искоренить.
- «Детству - нет!». Родители относятся к малышу не по возрасту, постоянно упрекают в детских шалостях, постоянно ставят задачу стать серьезным. Как итог лишают ребенка детства, лишают его важного этапа в жизни, лишают возможности отвлечься и отдохнуть. Вырастая такие не наигравшиеся люди чувствуют потребность в «детской» разрядке и одновременно чувствуют вину за эти слабости. К своим детям они могут относиться, впадая в крайности: либо так же строго, либо наоборот с недоступной им вседозволенностью.
- «Ты помеха!». Родители не забывают рассказать тем или иным образом малышу, что он причина их бед. Что они с ним намучились, что он часто болел, что они на него много тратят. Итог, в ребенке развивается стойкий комплекс неполноценности – он лишний в этой жизни, от него одни неприятности. Причем он ищет подтверждение этим мыслям даже в мелочах. Такой человек склонен к депрессиям и суициду, ведь родители сделали всё чтобы доказать ему то, что он зря появился на свет и вообще они "хотели мальчика, а не девочку".
- «Никаких инициатив». Родители любят повторять - «не умничай», «что-то слишком много болтаешь», «не твоего ума дело» и т.д. Родители не дают ребенку возможность выработать свой стержень, в итоге он становится инертным и неспособным справляться с реальными жизненными проблемами. Уход от проблем он ищет самыми простыми путями – алкоголь, депрессии, наркотики.
- «Стой, вокруг опасно». Ситуация похожа на предыдущую. Родители задавливают ребенка запретами, слишком долго опекают и держат «под крылом». В итоге ребенок боится брать ответственность на себя, принимать важные решения. Его постоянно гложут сомнения и страхи, особенно в каких-то начинаниях.
- «Ой, ты мой маленький». Ребенок растет в уверенности, что лучше детства ничего нет и не будет. Родители стараются затормозить его, оставить возле себя, решить все проблемы. Даже повзрослев, такой человек бегает к мамочке за советом о том, какую жену выбрать и где работать, с удовольствием принимает у родителей деньги даже в 40 лет, и совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни.
- «Любим только лучшего». Ты должен достичь вершин, - говорят родителя (причем часто сами ничего не достигшие и отыгрывающиеся на детях). Ты не имеешь права принести тройку, ты станешь известным музыкантом и т.д. Все эти посылы вселяют уверенность, что любовь надо зарабатывать, что родители любят только самых лучших. Такой ребенок будет стараться всячески угождать взрослым, даже путем обмана, лишь бы они его любили, ведь любят они только когда «он пятерку принес». Взрослая жизнь человека может сопровождаться существенными проблемами во взаимоотношениях с людьми и в искаженном представлении о жизненных ценностях. Нередки и случаи, когда «насильно» успешный ребенок в школе, взрослым спивается и катится по наклонной, поскольку не видит истинного смысла в своих достижениях.
- «А наш самый хороший». Родители по поводу и без повода восхищаются малышом, всячески его захваливают, вселяя ложную уверенность в своей исключительности. Часто жизнь расставляет свои точки над «i», что приводит к серьезным разочарованиям.
- «Плачут только слабаки». Родители учат ребенка, что проявлять чувства постыдно, что надо быть сдержанным. Не плачь, не бойся, не желай – так можно охарактеризовать такую модель воспитания. В итоге у ребенка все эмоции накапливаются внутри и потом выплескиваются в серьезные нервные срывы, психические расстройства и депрессии. Думая, что эмоции это постыдно, такой человек не может проявить себя ни как любящий муж, ни как нежный отец.
- «Все вокруг плохие». Весь мир плохой, люди злые, люди обманывают, верь только мамочке и папочке. Настраивая ребенка против окружающего мира родители устанавливают в его психике бомбу замедленного действия, которая разорвется уже во взрослом возрасте, когда человек не сможет полноценно строить взаимоотношения с окружающими, а значит не сможет быть счастливым.